Давайте поиграем в игру «Почему так называют». (Вос­питатель называет пылесос, скакалку, самолет, самокат, мясо­рубку.) Вам понятно, для чего нужны предметы, названные этими словами.

У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Придумайте вместе с ребенком рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малю­сенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.

Назовите ребенку животных, а ребенок пусть назовет их детенышей. Назовите по одному определению к животному, а ребенок пусть назовет определение к его детенышу. Спросите, что делают животные и детеныши? (клюют, лакают, мяукают, скачут и т.д.)

Спросите у ребенка какие животные так двигаются:
прыгают, летают, ползают, бегают, скачут.

Многозначные слова
Назвать ребенку многозначные слова и попросить нарисовать их разные значения: нос, иголка, кисть, ручка, ключ.

Предложите ребенку нарисовать какое-нибудь выдуманное существо по имени, к примеру, Полосатый.

Все ли понятно из названия? Можно ли это существо представить, чтобы нарисовать? Каких сведе­ний не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Полосатый, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

Можно на­звать и действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать, но можно дать словесное описание, т.е. расска­зать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что он умеет делать. Если вы описали его вне­шний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание. Если вы описываете его характер, сравниваете его глаза с фонариками или с незабудками, то это уже художественное описание.

Научите ребенка рассуждать. Расскажите рассказ и попросите объяснить, почему зайчонок никого не нашел зимой?: «Осенью в лесу у зайчихи появил­ся зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Насту­пила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел». Почему?

Мама дает в руки ребенку зеркало и просит изобразить состояние злости, радости, грусти, страха. Нужно обратить внимание ребенка на брови и кончики губ. А затем спросить, что нужно сделать, чтобы человек не злился, а стал веселым и добрым?

После этого можно поиграть с ребенком в ролевую игру «Сердитый дедуш­ка»: «Пришел дедушка в комнату, а очков на столе нет. Он рассердился и говорит внучке(у)…»  Ребенок начинает импровизи­ровать: показывает, как дедушка ищет очки, не находит их и начинает сердиться. Когда очки находят (они лежали под книжкой на телевизоре… ), дедушка радуется (ребенок изображает состояние радости).

Спросите  у ребенка как узнать, что человек испытывает страх? (Глаза становятся большими, человек начинает кричать). Узнать было ли страшно когда-нибудь ребенку?
Как узнать, что человек боится? (Начинают стучать зубы, появляется дрожь, округляются глаза).
Как выглядит человек, когда он боится? (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые, лицо бледнеет, выглядит беззащитным.)
Как можно назвать человека, который ничего не боится. (Смелый, храбрый, отважный.) Как называют того, кто боится? (Трусишка, напуган или может быть он просто робкий).
Как определить стеснительного человека? (Человек краснеет, тупит взор). Когда может стеснятся человек? (Приходишь в гости к новым людям).
Что нужно сделать, чтобы человек не стеснялся? (Сказать человеку, что его все здесь любят, бояться нечего и пригласить поиграть).
Спросить у ребенка чем отличается стеснительность от стыда? (Стыдно становится, когда совершаешь плохой поступок. Стеснение возникает, когда человеку неуютно).
Предложите ребенку придумать примеры, за что бывает стыдно, и ситуацию, когда появляется стеснение. Попросить изобразить малыша стыд и стеснительность. (Стыд – голова втянута в плечи, плечи приподняты, руки висят вдоль тела, брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены. Стеснение – сесть на кончик сту­ла, колени сдвинуть, локти прижать к телу, ладони сжать, голову опустить, глаза потупить).

Предложить ребенку изобразить разные эмоции: как злится ребенок, которому не купили игрушку, как злится медведь, когда хочет кого-то прогнать, как злится ребенок, у которого не получился рисунок.
Попросите ребенка показать как испугалась мышка, когда увидела кошку, как ведет себя ежик, когда боится.
Потом пускай ребенок улыбнется как сытый кот, как хитрая лисичка, как Баба-Яга, как доброе солнышко.

Важно научить ребенка соотносить отрывки музыкальных произведений с эмоциональным словарем. Для этого дайте ребенку прослушать музыкальный отрывок (В. Герчик «Песня Стрекозы», В. Шаинский «Чунга-Чанга» или др) А затем спросите у малыша, какая была мелодия: медленная или быст­рая, веселая или грустная, безразличная или взволнованная, озорная или серьезная, спокойная или тревожная, унылая или ликующая, теплая или холодная, ясная или мрачная, заду­шевная или отчужденная, усталая или бодрая, довольная или сердитая.

Нарисуйте символично: лес, лето, зиму, радость, грусть, море и покажите ребенку как бы в виде примера, что такое пиктограмма. А затем предложить ему самому нарисовать пиктограммы к следующим словосочетаниям: лучшие друзья, тяжелая болезнь, сытный обед, день рождения, плохой поступок. Попросите ребенка рассказать, почему он изобразил эти слова именно так.

Вместе с ребенком рассмотреть предметы из разных материалов: стекла, металла, глины, мыла, дерева, бумаги. Обсудите основные признаки этих материалов, а затем пофантазируйте, как бы жили человечки, сделанные из этих материалов в этой стране.  Что можно было бы делать, а что нельзя. Например мыльные человечки – никогда не болеют, но очень боятся воды, поэтому не купаются, в их стране нет ванной и бассейнов.

Возьмите две фигурки животных и попросите рассказать малыша, что нужно изменить в одном животном, чтобы оно превратилось в другое. Например, если возьмете  медвежонка и рыбку, то шесть медведя должна превратиться в чешую, туловище должно уменьшиться, а лапки должны превратиться в плавники.

Предложите ребенку изобразить действия людей разных профессий, а вы будете угадывать, что за профессию ваш ребенок показывает. Например профессии: дровосек, парикмахер, шофер, преподаватель, художник, певец, продавец.

Откройте вместе с ребенком холодильник и достаньте несколько продуктов (мясных, молочных, мучных) и попробуйте составить рассказ по плану: вкус, цвет, форма, какой на ощупь, из чего сделан, какой на вкус, как едят, что готовят.

Возьмите несколько фигурок животных, и составьте о них рассказ вместе с ребёнком, пользуясь следующим планом:

  • внешний вид (цвет, шерсть, чешуя, кожа),
  • части тела,
  • как защищается от врагов,
  • детеныши,
  • где живет,
  • чем питается,
  • в каких мультиках и сказках встречается.

Попросите ребенка представить себя в будущем великим композитором, телеведущим, инженером, актером, ученым, трактористом. Нужно, чтобы ребенок попытался рассказать все о своей будущей профессии по плану: название профессии, место работы, одежда, что нужно для работы, чем он будет заниматься на работе.

Попросите ребенка  составить письмо детям в Африку о погоде в вашем городе в разные времена года, вы будете записывать, а он диктовать. Африканские детишки по рассказам ребенка узнают о разных временах года, поэтому постарайтесь описать их подробнее, пользуясь планом: небо, солнце, земля, одежда, поведение зверей, деревья, поведение птиц, детские игры на улице.

Попросите ребенка представить, что пропал кто-то из его домашних животных или любимая вещь. Ребёнок нужно составить объявление с подробных описанием животного или вещи: как зовут, внешний вид, особые приметы.

Поставьте перед ребенком две парные игрушки (двух кукол, медвежат, машинки, робота) и попросите указать на их отличительные признаки.

Предложите ребенку придумать как можно использовать разные предметы, не по их прямому назначению. Например карандаш можно  использовать и как указку и как палочку для помешивания. Как можно по другому использовать: книгу, бинтик, фанеру, зеркало, бутылку, газету.

Предложите ребенку представить, что вы работаете на выставке бытовых. Пройдитесь по квартире и попросите рассказать ребенка, как работает каждый предмет и из каких деталей он состоит.

Попросите ребенка рассказать, что думает:

  • сломанная машинка (кукла), в его комнате;
  • кастрюля, которую забыли помыть;
  • куртка ребенка;
  • воздушный шарик;
  • лимон, который собираются положить в чай

Попросите ребенка порассуждать, что хорошего и плохого может таиться в следующих предметах: лекарство, собака, кошка, телевизор, планшет, нож, мороженое, лифт, компьютер, лед, костер.

Покажите ребенку игрушку – домашнее животное и спросите, какую пользу приносит это животное человеку. Расскажите сами, что полезного дает животное человеку. Предложите построить конюшню для лошадки из кубиков или курятник для курочек и т.д.

Мама говорит простое слово, а ребенок ласковое:

  • Кровать – кроватка,
  • Веревка – веревочка,
  • Журавль – журавлик,
  • Суп-супчик,
  • Кофта-кофточка,
  • Туфли-туфельки,
  • Медведь – медвежонок,
  • Нос-носик.

Мама произносит существительное, а ребенок подбирает какое действие может это слово совершать или с ним совершают.
Рот – кушает, улыбается
Машина – едет, везет
Веник – подметает
Ручка – пишет
Солнце – светит, греет

Рога, уши, хобот, бивни. Что это? – Части морды.
Лапы, когти, хвост, копыта. Что это? – Части туловища.
У кого все это есть? – У животных.
Такие загадки можно составлять вместе с ребенком про любые предметы, животных, растения и т. д.

Посмотри, у чашки всегда есть донышко, ручка, стенки.
А что есть у книги? Из каких частей она состоит?
У книги всегда есть обложка, страницы, корешок.
У руки есть пальцы, кисть, предплечье, локоть.
У медвежонка есть лапы, голова, уши, хвост, шерсть.
А какие части есть у окна?

Нужно большие предметы называть простыми словами, а маленькие ласковыми. Я буду называть части тела у тебя, а ты у зайки.
У тебя голова, а у зайчика… головка.
У тебя волосы, а у зайчика… волоски.
У тебя зубы, у зайчика… зубки.
У тебя уши, а у зайчика… ушки.
У тебя локоть, а у зайчика… локоток.
У тебя щеки, а у зайчика… щечки.
У тебя ресницы, а у зайчика… реснички.
У тебя ногти, а у зайчика… ноготочки.

Предложите ребенку слово и попросите назвать этим словом маленькое и большое.
Ветер – маленький, ветерок большой – ветрище
Рука – маленькая, ручка большая – ручища
Слон – маленький, слоник большой – слонище
Стакан – маленький, стаканчик большой – стаканище

Расскажите ребенку, что круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал — все это геометрические фи­гуры. Попросите рассказать какие предметы окружают нас. Пусть он назовет, что в комнате круглой формы. Мяч? Правильно. А квадратной? телевизор? Хорошо. А прямоугольной формы — потолок.

Нужно подбирать противопо­ложные по смыслу слова. Например, к слову верх противоположное по смыслу слово низ:

  • холодный – теплый
  • злой – добрый
  • ласковый – грубый
  • трусливый – храбрый
  • здоровый — больной
  • молчать — говорить

Что бывает мягким. Например, губка. А молоток твердый. Я буду называть слово. А ты будешь говорить, мягкий это предмет или твердый.

Шерстка у кошки. — Какая она?

  • Зайка
  • Часы
  • Лед
  • Пол
  • Дерево
  • Бумага

Мама говорит: одно ведро. А ребенок — много ведер.
Один стол — много столов.
Одна вилка — много вилок.
Одна плита — много плит.
Одна игрушка — много игрушек.

Автор статьи Александра Васильева.

Читайте далее:
Как сделать слинго-полку самому
Что подарить ребенку на любой праздник
Что дарить деткам разного возраста
Таблица роста и веса мальчиков и девочек от рождения и до 5 лет
Изучаем части тела, веселые и познавательные стишки
Чистоговорки и произношение звуков