Попросите ребенка сесть у окна и подробно рассказать о наблюдаемых событиях. Например, как мама гуляет с ребеночком, как подъехал грузовик и начали выгружать что-то, как кот убегал от собаки, как дети лепили снеговика.

Нужно взять любое многозначное слово, например «игла». И спросить какие иглы бывают? (Швейные, сосновые, еловые, ме­дицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

Спросить у ребенка кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) И что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выги­бает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спин­ка? У собачки.., у дивана..?

Попросить ребенка сказать по-другому: «Часы идут (ходят, …). Мальчик идет (шагает,..). Снег идет (падает, …). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает, …). Пароход идет (плывет, …)».

Слепите вместе с ребенком какое-нибудь животное, подробно описывая, как вы это делаете: я отщипываю кусочек желтого пластилина и скатываю в шарик или катаю колбаску. Это будет голова и туловище зайки. А сейчас мы скрепим туловище и голову.

Спросите у ребенка кто (что) кем (чем) станет:

кем будет яйцо? (птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
цыпленок – петухом;
девочка – женщиной;
теленок – коровой или быком;
бумага – книгой;
снег – водой;
вода – льдом;
семечка – цветком;
мука – блинчиками;
и т. д.

Можно провести игру-наоборот: «Кто кем был?»:
Ло­шадь – жеребенком;
цветок – семенами и т. д.

Попросите ребенка нарисовать иллюстрации к любимой сказке и рассказу.

Предложите ребенку изобразить мини-историю:
Изобразить как пытался поймать рыбку, а поймал старый сапог;
Изобразить как едешь на машине, но приходиться остановиться на заправке, выйти и заправить машинку;
Изобразить как ты плаваешь в океане, а на встречу тебе страшная акула, но ты не растерялся и ударил ее кулаком;

Поспрашивайте у ребенка что общего например у телевизора и пола (они плоские), у груши и мяса(они съедобные) и т.д.

Расскажите ребенку, что есть люди, которые не слышат, они понимают только по губам. Предложите ребенку попробовать догадаться, что вы ему говорите, начните с его имени, чтобы оно было едва слышно, а потом молча.

Попросите ребенка коснуться коленями пола (коснуться пола рука­ми, коснуться спиной стены, коснуться локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, поднять игрушки двумя руками, высоко поднять игрушки двумя ногами).

Подготовьте тропинку. Сшейте плотную ткань между собой – ширина 25-30 см, а длина – от 2 метров и до конца вашей фантазии.

Положите разные наполнители и прострочите на расстоянии 25-30см. Наполнители могут быть разные: мятая бумага, фантики, орехи, макароны, крупы, вата и т.д. А затем пускай малыш побегает по тропинке, желательно босыми ножками.

Положите ребенка на животик и предложите ему угадать, что вы рисуете пальчиком на его спинке. Сначала простые фигуры: круг, квадрат и т.д. Если у малыша возникнут трудности – нарисуйте тоже самое на его ладошке, чтобы он видел.

Возьмите чистый лист картона А4 и посередине прорежьте дырочку примерно 2,5*2,5 любой формы. Возьмите несколько картинок и подкладывайте по одной под картон. Предложите ребенку угадать, что изображено на картинке, медленно двигайте рисунок, чтобы просматривались через дырочку другие его части.

Попросите ребенка рассказать про один из предметов мебели по плану, а потом нарисовать его.
Как называется этот предмет?
Какого он размера?
Какого он цвета?
Какой он формы?
Из какого материала сделан?
Какой на ощупь?
Чем тебе нравится этот предмет?

Попросите ребенка подобрать слова по образцу: кошка – лакает, мяукает, облизывается, умывается, мур­лыкает, потягивается, прыгает, бегает, играет, царапается, кусается.
Собака, корова, свинья.

Попросите ребенка рассказать о кошке, лисе, лошади (или о другом любимом животном) по плану:
Кто это?
Внешний вид (размер, окраска, шерсть).
Повадки.
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Чем тебе нравится это животное?

Попросите ребенка придумать мальчику имя, которое начинается со звука С, а девочке, которое начинается со звука В.

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы:
Как называется весенняя обувь, осенняя, зимняя и летняя.
Когда мы говорим ОБУВАТЬСЯ, а когда ОДЕВАТЬСЯ.
Что может случиться с человеком, если он не бу­дет носить головных уборов (зимой, летом).
Что можно кушать, а что можно пить?
Какие продукты приготовлены из молока. Из мяса. Из муки.
Почему нельзя питаться одними кон­фетами?
Кто такой вегетарианец?
На каком транспорте можно ездить, на каком плыть и на ка­ком летать?
На каком транспорте можно добраться от дома до Красной площади, до бабушки, до Африки?
Где лежит сахар (в сахарнице), масло, хлеб, молоко, конфеты, салат, сухари, соль, суп, перец.
Какие слова мы используем, когда просим прощения, когда прощаем, когда утешаем кого-то.

Попросите ребенка подобрать слова по образцу: на Украине живут украинцы. А кто живет в России, в Китае, в Англии, в Эстонии, в Америке, в Латвии, во Франции, в Японии?

Попросите ребенка нарисовать шарик под столом, над столом, около стола, на столе.

Придумайте вместе с ребенком, как изменятся известные сказки, если например в сказке «три поросенка» вместо поросят будут ежики, а в сказке «колобок» вместо колобка будет снежный колобок.

Придумайте вместе с ребенком, как изменились бы сказки, если бы у красной шапочки был мобильный телефончик, у дюймовочки газовый баллончик, у золушки кредитка.

Завяжите ребенку глаза и дайте пощупать несколько предметов, ребенок должен угадать, что у него в руках.

Попросите ребёнка вспомнить и рассказать, чем отличается:

  • его дача (загородный дом) зимой и летом;
  • его комната от комнаты его друга;
  • его кухня от кухни его бабушки (друга, соседа);
  • его куртка от куртки его друга или сестры;
  • его игрушки от игрушек его сестры, друга.

Автор статьи Александра Васильева.

Читайте далее:
Как сделать слинго-полку самому
Что подарить ребенку на любой праздник
Что дарить деткам разного возраста
Таблица роста и веса мальчиков и девочек от рождения и до 5 лет
Изучаем части тела, веселые и познавательные стишки
Чистоговорки и произношение звуков