Ребенок хорошо бегает и прыгает.
Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила.
Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
Разбирает игрушки.
Складывает довольно сложные конструкции из кубиков.
По возможности старается обслуживать себя сам.
Знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
Быстро увеличивается запас слов.
Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по прежнему упрощает или сокращает.
Знает названия основных цветов.
Правильно повторяет то, что ему говорят.
Может даже заучить на память простой стишок.
Ко всем членам семьи относится как к индивидуальностям; отсюда взаимоотношения его с членами семьи разные.
Отличается хорошей памятью.
В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен «вписывать» свое поведение в нее.
Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем, к куклам он уже не относится как к живым существам.
Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.
Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить.
Выражает жалобы словами.
Здоровается (говорит «привет» или что-то подобное).
Ест с вилки, но пачкается.
Снимает штаны, когда идет в туалет.
Моет руки.
Самостоятельно садится на горшок.
Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии.
Надевает куртку, брюки, но не застегивает.
Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали.
Стоит на одной ноге и удерживает равновесие.
Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым,
шагом (становясь одной ногой на ступеньку).
Хорошо бегает.
Бросает мяч вперед. Открывает завинчивающиеся крышки.
Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг.
Рисует крест по образцу.
Раскатывает пластилин.
Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки.
Знает назначение многих предметов (одежды, пищи).
Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза).
По просьбе дает «один» и «много» предметов.
Повторяет за взрослым короткие стихи (из двух-трех
строчек).
Говорит трех-, четырехсловными предложениями и более.
Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы
пойдем гулять, я возьму машинку!»).
Начинает пользоваться вилкой.
Может пить без помощи (не только из чашки).
Ест с ложки, не проливая.
Остается сухим несколько часов.
Садится на горшок, но изредка пачкает штанишки. Говорит или показывает, что хочет в туалет.
Самостоятельно вытирает руки.
Расстегивает большие пуговицы, липучки и молнии.
Надевает брюки, платье, но не застегивает.

Читайте далее:
Что подарить ребенку на любой праздник
Подборка интересных пазлов для детей разного возраста
Таблица роста и веса мальчиков и девочек от рождения и до 5 лет
Изучаем части тела, веселые и познавательные стишки
Чистоговорки и произношение звуков