Ребенок хорошо ходит, может чередовать шаг.
Преодолевает препятствия.
Самостоятельно поднимается по лестнице.
Умеет закрывать дверь.
Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
Может брать предметы двумя пальчиками, может вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
Начинает использовать предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах.
Умеет подниматься на цыпочки.
Точно бьет ногой по мячу.
Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
Легко переворачивает страницы в книге.
Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
Ловко справляется с ложкой.
Активно помогает взрослому при одевании.
Ребенок отличает множественное число от единственного.
Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство гордость. Он бывает горд своими достижениями.
Проявляет стремление все делать самостоятельно.
Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
Играет уже не только в «ладушки», но ив более сложные ролевые игры.
С удовольствием играет в прятки, в догонялки.
Малыш подражает крикам животных и птиц.
Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и др.
Играет с другими детьми. Пьет через соломинку.
Ест с ложки, все еще проливая.
Самостоятельно вытирает руки
Жестами или словами показывает, что хочет на горшок.
Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2—3 часа.
Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору).
Когда прыгает, отрывает обе ноги и опускается на всю стопу.
Пинает мяч ногой.
Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
Делает пять шагов на носочках.
Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает.
Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.
Складывает бумагу пополам после показа.
Рисует плоскую спираль.
Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко.
Переливает жидкость из одной емкости в другую.
Вставляет в прорези квадрат, треугольник, круг.
Понимает, кому принадлежат предметы, говорит «мое», «мне».
По просьбе находит и показывает две-три картинки.
«Разговаривает» с игрушками, когда играет с ними.
Строит поезд из кубиков.
Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый.
Выполняет сложные просьбы типа «Возьми куклу, покорми ее и уложи спать».
Понимает значение предлогов «на», «под».
Называет свое имя.
Повторяет за взрослым простые предложения из трех¬четырех слов.
Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например смягчает твердые согласные (там — тям, нету — нетю, гай — тяй и др.).
Моет и вытирает руки с помощью взрослого.
Самостоятельно надевает шапку и штаны.

Читайте далее:
Что подарить ребенку на любой праздник
Подборка интересных пазлов для детей разного возраста
Таблица роста и веса мальчиков и девочек от рождения и до 5 лет
Изучаем части тела, веселые и познавательные стишки
Чистоговорки и произношение звуков